Лекция 1.
Информационный менеджмент
Бизнес-информация: понятие,
специфика и виды
В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с
традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда
существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория;
никто специально не говорил о нём и тем более не вводил никаких определений.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие
«информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того
момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу.
В ГОСТ 7.0-99 содержится следующее определение Информационных ресурсов:
Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для
получения достоверной информации.
Данные – это информация, обработанная и представленная в формализованном
виде для дальнейшей обработки.
Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы
документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных
системах).
Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится, не
существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми
обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это
знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и
зафиксированные на материальном носителе.
Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от
тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п.
Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний,
алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства,
литература, науки.
В настоящее время не разработана методология количественной и качественной
оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей
общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде
информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода
от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой
объём трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и
распространения информационных ресурсов в информационном обществе.
Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться
как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья,
энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
§
Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в
глобальную человеческую деятельность;
§
Сформировать мировой и государственный рынок информационных
услуг;
§
Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и
государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
§
Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в
фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счёт
своевременного использования необходимой информации.
В современных условиях активного сотрудничества России со странами Запада
важную роль играет качественное и оперативное информирование партнёров не
только в области научно-технической, но и бизнес-информации.
С развитием рыночных отношений появляются не возникавшие до настоящего
времени задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и
коммерческой информации, без которой невозможна нормальная
предпринимательская деятельность. Причём эта информация нужна специалистам
не от случая к случаю, а постоянно.
Потребители, их основные группы и специфика потребностей
Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа развития
к информационному. Информационный рынок должен предоставить потребителям все
необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит
индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией.
В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад
жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга о
отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом,
где всё направлено на производство и потребление товаров, в информационном
обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к
увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к
творчеству, возрастёт спрос на знания. Материальной и технологической базой
информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной
техники и компьютерных сетей, информационной технологии,
телекоммуникационной связи.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих
занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации,
особенно высшей её формы – знаний.
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой
информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию,
Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из
направлений государственной политики является направление, связанное с
инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие
компьютерных систем и телекоммуникаций.
Результатом процесса информатизации является создание информационного
общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями,
образами, интеллектом, знаниями.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать
информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.
Информационная культура связана с социальной природой человека.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с
информацией и использовать для её получения, обработки и передачи
компьютерную информационную технологию, современные технические средства и
методы.
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны
знать, где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими
владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных
продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических,
правовых и организационных отношений по торговле продуктами
интеллектуального труда на коммерческой основе.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
·
Центры, где создаются и хранятся базы данных, а также
производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
·
Центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
·
Службы телекоммуникации и передачи данных;
·
Специальные службы, куда стекается информация по конкретной
сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования, например
консалтинговые фирмы, банки, биржи;
·
Коммерческие фирмы;
·
Информационные брокеры.
Развитие рыночных отношений привело к разрушению традиционных и появлению
новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив
развития которых зависит формирование научного и
производственно-технического потенциала любого предприятия. Прежде всего,
это относится к деятельности фирм, занятых в области информационных
технологий и информационного бизнеса, предпринимательской деятельности
(частной, кооперативной, государственной), связанной с разработкой и
распространением информационных технологий.
Одним из немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных
технологий стало появление информации, которая вскоре приобрела статус
бизнес-информации.
В большинстве случаев пользователи заинтересованы в получении реальных
данных о производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д. Информация
такого рода необходима в данный конкретный момент и в большинстве случаев
быстро устаревает. В связи с этим появляется необходимость в
актуализированных средствах, позволяющих обеспечить решение проблем в сжатые
сроки.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные
юридические и физические лица, решающие свои задачи.
Различают следующие группы потребителей деловой информации:
·
Потребители малого и среднего бизнеса, которым необходимо
следить за развитием конкуренции на рынке товаров и услуг;
·
Индивидуальные предприниматели;
·
Специалисты отдельных областей знаний, например, для
специалистов в области финансового рынка появились удобные инструменты для
осуществления операций и анализа конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Примером
может служить информационная база данных «AK&M-LIST»
(«Российский фондовый рынок»), отражающая котировки ценных бумаг, цены
спроса и предложения, данные об эмитентах, характеристики выпусков ценных
бумаг, сведения об инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и другие
полезные сведения.
·
Читатели библиотек;
·
Представители предприятий;
·
Представители научных организаций;
·
Представители фирм;
·
Представители коммерческих и банковских структур;
·
Представители иностранных компаний;
·
Отдельно можно выделить и юристов, для них специально
выпускаются компьютерные базы данных, которые практически в неограниченном
количестве содержат сведения об имеющихся нормативно-правовых актах.
Программное обеспечение позволяет своевременно вносить сведения о
действующих, вновь принятых нормативно-правовых актах и актах, утративших
юридическую силу. Имеется возможность анализировать накопленную информацию,
выбирать нужное по различным признакам.
В настоящее время у российских фирм имеются реальные возможности вывести на
мировой рынок информационные ресурсы, интересующие зарубежных партнёров.
Например, информация о проспектах эмиссий ценных бумаг банков через сервер
Института коммерческой информации стала доступна в режиме онлайн для любого
зарубежного инвестора.
Учитывая важность развития сферы деловой информации для
социально-экономических преобразований в России, многие специалисты считают,
что среди поддерживаемых государством мер по развитию инфраструктуры
информационного рынка должны быть: мониторинг общедоступных информационных и
телекоммуникационных продуктов и услуг, широкомасштабные маркетинговые
исследования рынка деловой информации, целенаправленное формирование
покупательских потребностей и, соответственно, покупательского спроса,
развитие системы информирования и рекламы.
Наступило время переходить от вопросов использования отдельных компонентов
системы бизнес-информации в отдельных информационных учреждениях к созданию
реальных структур информационного обеспечения отечественных и западных
потребителей. В этой связи уместно рассматривать вопросы информационного
сервиса через призму информационного менеджмента.
Информационный менеджмент: определение, назначение, цели
и задачи
Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории
менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.
Менеджмент – это управление в социально-экономических системах:
совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления
производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.
В управленческой науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того,
что есть информационный менеджмент.
1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например,
документный, информационный).
2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не
принимаются его специфические особенности.
3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что
мешает более правильному пониманию информационного менеджмента.
Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.
В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» (ДОУ).
Согласно ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и
определения».
ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и
организацию работы с официальными документами.
Документирование, то есть создание документа, процесс подготовки
официального документа.
Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются
документная информация, персонал, технические и программные средства
обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные
процедуры формирования и использования информационных ресурсов.
Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо
принимать во внимание ряд положений:
1.
информация – комплексная категория, то есть
информация – условие и средство делового общения;
информация – средство доведения до общества сведений об организации;
информация – источник сведений о внешней среде;
информация – товар.
2.
информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной
организации;
3.
информация представляет собой самостоятельный фактор производства,
который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.
4.
информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к
информационной деятельности организации.
Информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и
использованию информации в интересах организации.
Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития
организации посредством регулирования различных видов её информационной
деятельности.
Задачи информационного менеджмента:
1.
качественное информационное обеспечение процессов управления в организации;
2.
осуществление управления информационными ресурсами;
3.
обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;
4.
обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от
человека к человеку). Информация имеется в виду в различном представлении:
- в виде массива документов;
- в виде документной информации;
- в виде средства общения.
Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс
управленческих действий.
Информационный менеджмент касается всех функций управления
современной организации.
Функция планирования – это деятельность субъекта по определению
темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование осуществляется
в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня оперативное и
стратегическое.
Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации.
Стратегическое планирование связано с перспективами.
Функция стратегического планирования приобретает в настоящее время особое
значение. Её специфика: особенность самого стратегического управления.
Стратегическое управление – это управление, которое ориентировано на
обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях
динамично меняющейся внешней среды.
Информационные технологии и информационные системы
Информационные технологии включают компьютеры и программное
обеспечение для обработки и хранения информации, а также технологии связи
для передачи информации.
Далее мы рассмотрим, что такое информационные системы и как они связаны с
информационными технологиями.
Информационная система может быть определена с технической точки
зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают,
обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие
решений и управление в организации.
В дополнение к поддержке принятия решений, координации и управлению
информационные системы могут также помогать менеджерам проводить анализ
проблемы, делают видимыми комплексные объекты и помогают создавать новые
изделия.
Информационные системы содержат информацию о людях, местах и объектах внутри
организации или вне ее.
Информацией мы называет данные, преобразованные в форму, которая является
значимой и полезной для людей. Данные, напротив, являются потоками сырых
фактов, представляющих результаты, встречающиеся в организациях или
физической среде прежде, чем они были организованы и преобразованы в форму,
которую люди могут понимать и использовать.
Рис. 1
Три процесса в информационной системе производят информацию, в которой
нуждаются организации для принятия решений, управления, анализа проблем и
создания новых изделий или услуг, - это ввод, обработка и вывод
(рис. 1). В процессе ввода фиксируются или собираются непроверенные сведения
внутри организации или из внешнего окружения. В процессе обработки этот
сырой материал преобразуется в более значимую форму. На стадии вывода
обработанные данные передаются персоналу или процессам, где они будут
использоваться. Информационные системы также нуждаются в обратной связи,
которая является возвращаемыми обработанными данными, нужными для того,
чтобы приспособить элементы организации для помощи в оценке или исправлении
обработанных данных.
Существуют формальные и неформальные организационные компьютерные
информационные системы. Формальные системы опираются на принятые и
упорядоченные данные и процедуры сбора, хранения, изготовления,
распространения и использования этих данных.
Неформальные информационные системы (типа сплетен) основаны на
неявных соглашениях и неписаных правилах поведения. Нет никаких правил, что
является информацией или как она будет накапливаться и обрабатываться. Такие
системы также необходимы для жизни организации.
Хотя компьютерные информационные системы используют компьютерные технологии,
чтобы переработать непроверенные сведения в значимую информацию, существует
ощутимое различие между компьютером и компьютерной программой, с одной
стороны, и информационной системой - с другой. Электронные вычислительные
машины и программы для них - техническое основание, инструментальные
средства и материалы современных информационных систем. Компьютеры
обеспечивают базу для хранения и изготовления информации. Компьютерные
программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по
обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Но компьютеры -только
часть информационной системы.
Можно в качестве аналогии привести здания. Здания построены с помощью
молотков, гвоздей и дерева, но они сами по себе не делают дом. Архитектура,
проект, установка и все решения на пути к созданию элементов - это тоже
части дома. Компьютеры и программы - это только инструменты и материалы, но
они сами по себе не могут производить нужную для организации информацию.
Чтобы представить информационные системы, нужно понять проблемы, для которых
они разработаны, определить их архитектуру, составляющие и организационные
процессы, которые приведут к этим решениям. Сегодняшние менеджеры должны
объединить компьютерную грамотность с системной информационной грамотностью.
Деловой взгляд на информационные системы
С позиции делового видения информационная система представляет собой
организационные и управленческие решения, основанные на информационных
технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой. Рассмотрим это
выражение, потому что оно подчеркивает организационную сторону и природу
управляющих информационных систем.
Понимать информационные системы - это не означает быть грамотным в
использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность
организации, управления и технологий информационных систем (рис. 2) и их
возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде.
Рис.2
... назад |
вверх
|
вперед ...