Информационный менеджмент

 

Лекция 2. Место информационных технологий в стратегии предприятия

 

Место информационных технологий в стратегии предприятия

 

Логика развития экономических процессов в промышленности, ограниченность финансовых средств, отсутствие инвестиций ставят труднейшие задачи перед предприятиями. Резкие колебания конъюнктуры спроса на рынке при жесткой конкуренции напрямую влияют на принятие управленческих решений.

Для уменьшения степени риска при принятии решений необходимо иметь оперативную информацию о состоянии материальных, денежных и людских ресурсов на текущий момент, об узких местах, куда нужно направлять средства. В условиях многономенклатурного и наукоемкого производства все эти проблемы невозможно решить без эффективной организации сбора и обработки информации.

В свою очередь, высокоэффективное управление на основе достоверной информации должно привести к улучшению ряда основных технико-экономических показателей деятельности предприятия:

·        к повышению комплектности производственных заделов и запасов;

·        к снижению объемов незавершенного производства;

·        к снижению себестоимости выпускаемой продукции и осуществляемых услуг;

·        к сокращению производственного цикла изготовления изделий и, следовательно, к уменьшению необходимого объема оборотных средств.

С середины 80-х годов огромное внимание уделяется возможностям получения стратегических и конкурентных преимуществ путем использования ИТ в качестве элемента для данной стратегии. Стратегия ИС определяет потребности бизнеса и его отдельных функций в информационных системах.

Дело руководителя – видеть компанию не такой, какая она есть, а такой, какой она может быть. (Джон У. Титс – директор – распорядитель компании Greyyjund).

Стратегия организации – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов ее деятельности. Разработка стратегии – это основные управленческие функции. Если организация хочет, чтобы ее управление оценивалось как отличное, она должна продемонстрировать отличную реализацию отличной стратегии.

Стратегия ИС должна определять, какие ИС необходимы для бизнеса в обозримом будущем, базируясь на анализе бизнеса, его среды и основной бизнес – стратегии.

Стратегия ИТ определяет, как будут достигнуты цели, основываясь на приоритетах ИС - стратегии и информационной технологии необходимой для для развития и использования существующих и будущих операций.

 

Соотношение понятий ИТ, ИС, ИМ.  Понятие информационного менеджмента

 

Информационное взаимодействие производственных процессов и процессов управления можно представить следующим образом (Рис. 1).

 

 

Рис.1

 

В таком соотношении производственный процесс можно интерпретировать как среду, порождающую информацию, а процесс управления - как среду, использующую информацию.

Отметим, что в основе процесса управления лежит множество информационных процессов, которые включают в себя информационное отображение производственного процесса, преобразование, хранение, передачу информации, выработку управленческих воздействий на производственный процесс (управленческих решений) и подчиняются некоторому комплексу закономерностей, определяемых понятием «информационное пространство».

Проводя аналогию между производственной системой и ИС можно сказать, что продукцией последней является информация. Причем эта продукция может быть измерена количественно, имеет свое качество и стоимость.

В то же время процесс управления является не чем иным, как процессом взаимодействия работника системы управления с информацией. При этом процесс управления представляет собой комплекс процессов по созданию, хранению и переработке данных с целью получения информации как продукта данного процесса для использования ее в процессе принятия решения.

Основой любого производства является технология. В случае ИС – это информационная технология (ИТ) или технология преобразования информации (сбор, передача, хранение, отображение и обработка), реализуемая с помощью специального оборудования и программного обеспечения (рис.2).

 

 

Рис.2

 

Стремительное вхождение предприятий в рыночные условия потребовало от них мобильности и оперативности при принятии решений. Задержка необходимой информации или ее недостоверность могут поставить предприятие на грань краха. Особенно это касается информации о финансах. В этих условиях информационные системы начинают играть ведущую роль на предприятии и вносить существенный вклад в процесс принятия решений. На создание, внедрение и эксплуатацию информационных систем тратятся огромные материальные, временные и трудовые ресурсы, которые в дальнейшем будут только возрастать. Ясно, что эффективность этих затрат в основном определяет темп научно – технического прогресса. С другой стороны, управление эффективностью таких затрат – есть задача общего менеджмента, аналогично, управление эффективностью затрат в ИС – есть задача информационного менеджмента (ИМ).

Тогда основной задачей, решаемой ИМ, является обеспечение эффективности создания, внедрения и эксплуатации ИС, реализующей ИТ. Использование методов и приемов ИМ на предприятии позволяет повысить эффективность существующих ИС, избежать неоправданных затрат и повысить конкурентоспособность.

Вопросы и задачи, решаемые ИМ, можно проиллюстрировать на основе обобщенного комплекса технических  и программных средств информатизации и их методологического обеспечения.

·        Количество компьютеров и их периферии, установленных в информационных системах огромно, а их мировое производство представляет собой мощную отрасль индустрии, исключительно наукоемкую  и динамичную. Сюда же относятся разного рода сервисные услуги. Эта индустрия стала транснациональной. Ее продукты сформировали мировой рынок средств и услуг информатизации. Ориентироваться на рынке комплекса технических средств и услуг и оперативно реагировать на все его изменения – задача ИМ.

·        Многие сферы деятельности предприятий стали широко интегрированными и требуют кооперации ИС, и, следовательно, решения задач ИМ.

·        Разработка и эксплуатация ИС предприятий также требует решения задач ИМ. Ресурсы системы ограничены, а количество решаемых задач возрастает, следовательно, необходимо обеспечивать непрерывное повышение эффективности ИС и адекватности решаемых задач.

·        Мощным фактором развития ИС является конкуренция, которая требует самой оперативной и полной информации, дающей конкурентные преимущества перед соперником. Позтому, пренебрежение развитием совершенствованием ИС часто ведет  к поражению фирмы. Решение проблем обеспечения оперативной и полной информацией, дающей конкурентные преимущества перед соперником, – задача ИМ.

·        Объем информации непрерывно возрастает (удвоение объема информации в мире происходит в течение 2,5 – 3 лет), ее внутренние связи усложняются, затрудняется ее поиск и эффективное использование. Эффективное использование все возрастающего потока информации - это тоже задача ИМ.

ИМ можно представить как триаду: информация (основной предмет труда и продукт), информационная технология (последовательность действий во времени по преобразованию информации), информационная система (совокупность специальных средств преобразования информации и сфера деятельности менеджмента), - все это имеет существенную специфику, отличающую ИМ от менеджмента в других сферах.

 

Структура объекта и процесса управления

 

"Всякий непосредственно общественный труд нуждается в управлении". Эта аксиома, высказанная К. Марксом в "Капитале", определяет две взаимосвязанные составляющие общественного производства. Учитывая, что под термином "общественный труд" понимается прежде всего процесс производства, можно интерпретировать данное определение следующим образом (рис.3):

 

 

Рис.3

 

Понятие "Управление" и понятие "Производство" с системной точки зрения представляют собой отражение некоей системы, состоящей из двух самостоятельных подсистем (систем): система управления и производственная система, - находящихся в тесном взаимодействии и единстве. В то же время каждая из этих систем имеет свою внутреннюю структуру. Например, производственную систему можно структурировать следующим образом (рис. 4).

Таким образом, понятие "производственный процесс" можно сформулировать, как  взаимодействие средства труда, предмета труда и труда (рабочей силы) с целью получения продукта.

 При этом средство труда, предмет труда и труд представляют собой ресурсы, которые в процессе взаимодействия овеществляются в продукте.

 

 

Рис. 4

Где: ПТ - предмет труда; СТ - средства труда; Т - труд; П - продукт (результат труда)

 

Взаимодействие системы управления и производственной системы осуществляется в процессе передачи каких-либо управляющих воздействий и получении обратной связи посредством информации, т.е. осуществляется информационное взаимодействие двух систем.

А это, в свою очередь, определяет основное содержание системы управления (СУ) как системы порождающей и потребляющей в том или ином виде информацию о процессе производства и, естественно, содержащей в своей основе процессы преобразования информации. Информация в этом случае становится для процесса управления как продуктом, так и предметом труда (рис. 5).

 

 

Рис. 5

Где: ПТ - предмет труда; П- продукт; СТ - средства труда; Т – труд

 

Элементы системы управления можно интерпретировать следующим образом:

ПТинф - предмет труда, т.е. информация, которая подвергается определенным воздействиям и преобразованиям в процессе управления.

Пинф - продукт, т.е. информация, направляемая непосредственно в процесс производства и определяющая параметры взаимодействия элементов производственной системы.

СТ - средства труда, т.е. оборудование, носители информации, программное обеспечение и т.п., применяемые в процессе преобразования информации.

Т - работники системы управления, занятые в процессе воздействия на процесс преобразования информации.

Принципиальные основы декомпозиции производственного процесса требуют дальнейшей конкретизации на основе более глубокого исследования особенностей производственного процесса машиностроительного предприятия.

Матрица производственного процесса по сути содержит совокупность элементарных производственных процессов, выступающих в качестве элементарных объектов управления.

Понимая производственный процесс как совокупность процессов обеспечения и использования ресурсов, мы должны проанализировать всю совокупность ресурсов, участвующих в производственном процессе, и всю совокупность операций (элементарных процессов) по обеспечению и использованию этих ресурсов.

Представленная в таком виде структура производственной системы будет очень громоздкой и непригодной для дальнейшего исследования. Так как формирование этой структуры мы проводим с целью анализа процесса управления, то ее можно укрупнить, объединив однородные с точки зрения управления элементарные производственные процессы. Укрупнение структуры производственной системы надо вести с одной стороны по вертикали, объединяя однородные ресурсы, а с другой стороны по горизонтали, объединяя однородные операции.

В основу укрупнения по вертикали целесообразно взять классификацию ресурсов, используемую в системах бухгалтерского учета и отчетности, в основе которой лежат статьи актива баланса предприятия.

На основании анализа реальных производственных процессов можно выделить следующие обобщенные группы операций обеспечения ресурсами, характерные для всех групп ресурсов:

·        получение со стороны;

·        создание на предприятии;

·        транспортировка;

·        хранение;

·        восстановление (ремонт);

·        совершенствование (модернизация);

·        использование;

·        выбытие.

Рассмотренный выше способ анализа объекта управления с учетом дальнейшего исследования его элементов до уровня элементарных операций можно назвать методом элементной структуризации. Данный метод позволяет обосновать и провести декомпозицию производственного процесса предприятия до уровня однородных управляемых (производственных) процессов, сохраняя при этом полноту и целостность производственного процесса предприятия.

Сформированная таким образом структура производственного процесса предприятия представляет собой базис для анализа и построения процессов управления и обеспечивает объектную составляющую в процессах системного моделирования.

Эту схему преобразования информации можно считать последовательностью этапов процесса управления и применить к организационным системам, используя соответствующую терминологию (рис. 6).

 

 

Рис. 6

 

Приведенную на рис. 6 терминологию можно предварительно характеризовать следующим образом:

НОРМИРОВАНИЕ - задание исходных значений параметров для процесса планирования;

ПЛАНИРОВАНИЕ - задание параметров функционирования управляемого процесса, обеспечивающих реализацию целей;

УЧЕТ - формирование информации о состоянии управляемого процесса.

АНАЛИЗ - сравнение заданных параметров функционирования объекта с учетными.

РЕГУЛИРОВАНИЕ - выработка параметров воздействия на управляемый процесс

Таким образом, нормирование, планирование, учет, анализ и регулирование  можно считать этапами или общими функциями управления.

Более полно применительно к организационным системам содержание этих функций можно сформулировать следующим образом:

Нормирование - функция процесса управления, заключающаяся в установлении технических, экономических и организационных ограничений (норм и нормативов) функционирования производственного процесса. Сюда входят конструкторская, технологическая и организационная подготовка производства (разработка конструкции, технологических маршрутов, норм времени и расхода материалов, размеров партий, страховых запасов, производственной структуры и др.)

Надо отметить, что функция «нормирование» с точки зрения рассматриваемого контура управления (рис. 6.) и содержания представляет собой статическую модель производственного процесса и предоставляет  входящие данные для рассматриваемых в настоящей работе процессов управления.

Планирование - основная функция управления, осуществляющая разработку заданий на определенный промежуток времени и организационное оформление этих заданий в качестве показателей деятельности, по которым осуществляется ее контроль и оценка.

Учет - функция процесса управления, заключающаяся в наблюдении за фактами и явлениями производства, их измерении, регистрации, группировке и преобразовании к виду, удобному для анализа.

Анализ - функция процесса управления, заключающаяся в сравнении плановых и учетных параметров и представлении информации для выработки управляющего воздействия.

Регулирование - функция процесса управления, заключающаяся в выработке на основании аналитической информации управленческих решений, направленных на корректировку параметров функционирования управляемого процесса.

Как уже отмечалось выше, процесс управления отражает в своей структуре управляемый (производственный) процесс. Другими словами, каждому элементу производственного процесса - элементарному производственному процессу - соответствует элементарный управленческий процесс, характеризующийся последовательностью общих функций управления.

Наложение последовательности общих функций управления на матрицу производственной системы дает трехмерную матрицу функций процесса управления предприятием (рис.7).

 

Рис. 7

 

Так как при формировании матрицы производственной системы обеспечивается определенная внутренняя однородность каждой ячейки, то можно сказать, что каждой ячейке матрицы процесса управления присуща такая же однородность.

Каждую такую ячейку можно считать конкретной (в отличие от общих) функцией управления, а в целом такую матрицу можно назвать функциональной структурой системы управления предприятием.

Полная матрица функциональной структуры будет иметь аналогичный вид с перечнем ресурсов, развернутым до необходимого уровня дифференциации. Методы практического использования такой матрицы зависят от целей конкретного исследования и предполагают дифференцированный подход в каждом отдельном случае.

Например, целью функционально-содержательного анализа может быть упорядочение распределения управленческих функций на предприятии, выявление незакрепленных функций, функций, которые не свойственны тем или иным подразделениям, случаев дублирования функций и др. Такой анализ осуществляется посредством определения на основе предложенной матрицы эталонного состава функций, сравнения его с фактически выполняемым и включает в себя:

·        обследование и фиксирование состава функций управления, которые имеют место на предприятии;

·        сравнение этого состава с эталонным и выявление незакрепленных функций или случаев их дублирования;

·        разработку моделей рассматриваемых процессов.

При обследовании основной задачей является выявление и анализ всего состава функций, выполняемых на предприятии тем или иным производственным подразделением или работником методом изучения положений и должностных инструкций, а также с помощью устного опроса экспертов, и сравнение его с эталонным составом функций.

Таким образом, исследование функциональной составляющей процесса управления  с использованием метода имитационного моделирования процессов автоматического регулирования позволило обосновать известный состав и содержание общих функций контура управления (нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование) и сформулировать содержание конкретных функций как проявление общих функций в каждом конкретном контуре управления элементарным производственным процессом.

Соответственно, наложение последовательности общих функций управления на матрицу производственного процесса позволило графически представить полную структуру функций управления предприятием и сформировать эталонный или стандартный перечень функций управления, который составляет основу дальнейшего анализа и формирования моделей системного проекта.

 

... назад | вверх | вперед ...

 

Hosted by uCoz